Новости

19 декабря 2015

В мире якутского кино

 В Якутии вот уже много лет существует свой, очень успешный кинематограф, о котором в остальной России практически никто ничего не знает. Побывав на II Якутском международном кинофестивале, Антон Долин описал главные якутские кинохиты последнего года.

    “ Это стоит того: трястись в тесном, всегда набитом под завязку самолете семь часов, чтобы оказаться на краю света, в Якутске; справляться с разницей во времени; карабкаться под мелким дождем на верхушку одного из Ленских столбов; продрогнуть до костей в так называемом царстве вечной мерзлоты. Главное вознаграждение — эстетический шок от столкновения с поразительным феноменом якутского кинематографа, который больше нигде и не увидишь.

 

    Фильмы в Якутии снимают много и охотно, увлеченно и страстно. Иногда — за сущие копейки, без помощи Минкульта и Фонда кино. Но самое интересное, что народ их смотрит, позволяя скромнейшим бюджетам окупаться в прокате в несколько раз, обогнав (в границах Якутии, разумеется) свежие голливудские блокбастеры. Тут есть свои звезды, которых узнают даже в самых отдаленных улусах. Есть признанные мастера блокбастера. Есть изысканные эстеты, специалисты по авторскому кино. Бывает и так, что кинематографией они занимаются сезонно: к примеру, летом снимают два-три фильма, а с сентября опять берутся за работу — учителями в школе и художниками-декораторами в народном театре.

 

    В якутских фильмах есть неподдельная связь с природой, языком, публикой. А еще талант, любовь, оригинальность.

 

     Теперь — несколько примеров якутского кино, только за последний год (в алфавитном порядке).

 

«2053»

 

реж. Василий Булатов

 

 

       Один из самых амбициозных проектов якутского кино — фильм-катастрофа, рассказывающий о мрачном будущем человечества. Пустынной местностью правят боевики криминального авторитета, диктатора по кличке Ворон, а редкие одиночки пытаются с большим или меньшим успехом сопротивляться его тоталитарной власти.

    Довольно схематичная интрига не мешает насладиться постапокалиптическими пейзажами, мастерски сделанными самим режиссером — у него с братом и женой есть собственная студия компьютерных эффектов, к услугам которой прибегают многие коллеги-кинематографисты. Также обращает на себя внимание колоритный старик-лучник, в роли которого занят знаменитый Ростислав Лебедев.

 

«Айыы Уола» («Посланник небес»)

 

реж. Эдуард Новиков

 

 

    Прокат шел во всех кинотеатрах республики на протяжении месяца, к кассам выстраивались очереди.

   Главный герой — культовый якутский певец, одновременно бард и поп-звезда, Александр Самсонов (он же Айыы Уола). Как принято считать, он выразил в своих немудрящих и проникновенных песнях самую душу якутского народа. Если верить фильму, то наивный юноша, живший вдвоем с мамой, так толком и не понял механизмов шоу-бизнеса. Все его записи были любительскими, за свою жизнь он дал единственный сольный концерт, а на следующий год умер. Ему было всего 20 лет. «Лихие 1990-е» показаны режиссером во всей ужасающей “красе”: по контрасту с чистым душой героем особенно ярко смотрится вымышленная злодейка — поп-певица Эльвира, которая при помощи своего бойфренда-бандита пытается не пустить Самсонова на эстраду. Тщетно! Жизнеутверждающий замысел фильма, несмотря на трагический финал, дает сто очков вперед вымученному драматизму российского прототипа — фильма «Высоцкий».

 

«Белый день»

 

реж. Михаил Васильев-Лукачевский

 

 

 

    Машина на пустой ночной трассе, зимой. В ней, кроме водителя, молодая семья с младенцем, девушка-студентка и мальчик-старшеклассник. На дороге автомобиль сбивает оленя, останавливается и глохнет. Очевидно, если не удастся реанимировать мотор, до утра не доживет никто. Метафорическое, сюрреалистическое, мистическое кино исследует границы допустимого зла в экстремальных обстоятельствах — и вместе с тем затрагивает совершенно конкретную проблему: застрявшему на якутских дорогах водителю надеяться не на кого, кроме себя… и лесных духов.

    Лукачевский — один из немногих якутских кинематографистов, которым удалось вырваться за пределы Республики Саха: его «Дорога» показывалась на московском фестивале «Завтра», а «Белый день» был награжден в Омске. Настоящий эстет и адепт авторского кино. Безусловно, профессионал: учился в Петербурге в Университете кино и телевидения. А снимал «Белый день» Иннокентий Аммосов — талантливый оператор, глава Союза кинематографистов Якутии.

 

«Крик чайки»

 

реж. Аркадий Новиков

 

 

 

    Деревенская идиллическая мелодрама о первой красавице улуса, которая выходит замуж — по любви — за перспективного студента юрфака из большого города. Тот переезжает в сельскую местность, помогать семье невесты — ее воспитывают дедушка с бабушкой. Местные ухажеры-хулиганы, естественно, недовольны и решают отомстить удачливому сопернику. В результате происходит трагедия…

 

 «Кэскил-3. Наследство»

 

реж. Алексей Егоров, Дмитрий Шадрин

 

 

     Кэскил — любимейший киногерой Якутии, мешковатый близорукий чудак и добряк, над которым посмеиваются — любя — все окружающие, включая друзей, любимую девушку и маму. В третьей серии ему достается баснословное наследство: миллион долларов. В поисках этих денег герой отправляется в далекое село, где его ждет соперник, сводный брат — грубиян и еще больший дурак, к тому же завязший в карточных долгах. В битве за деньги Кэскилу предстоит бросить вызов местным криминальным авторитетам, выиграть чемпионат по борьбе, защитить семейные ценности и помочь председателю его родной деревни выстроить гараж. 

 

«Подснежники»

 

реж. Сергей Потапов

 

 

 

   Авторская трагикомедия, живая, забавная и трогательная. Главные герои — непробиваемый толстяк Гоша, работающий охранником в этнографическом музее, а вечерами заботящийся о своей больной маме, и избалованный мальчишка Эмиль, отпрыск богатого семейства, который, как выясняется позже, может не дожить до весны. Природное обаяние двух актеров, точность минималистских мизансцен, тщательность декоративного решения — все это позволяет говорить о Сергее Потапове как об одном из лидеров нового якутского кинематографа. Изысканная операторская работа Семена Аманатова тоже обращает на себя внимание. Даже очевидная во всем, вплоть до закадровой музыки, отсылка к «Кикуджиро» Такеши Китано не портит впечатления: якутская вариация достойна первоисточника.»

Антон Долин

Источник: http://vozduh.afisha.ru/

← Вернуться к разделу