Новости

14 января 2016

Танха, сюллюкюны и святки

Ворожба с 7 по 19 января традиционна для многих народов. У якутов в это время наступают дни божества судьбы и рока Танха, когда, по старинным поверьям, из озер и рек в огромном количестве выходят водные существа — сюллюкюны. И в это время можно многое узнать, услышав подсказки из потустороннего невидимого мира.

Период святочных гаданий и слушания Танха – интересное время. В природе словно пробуждается невидимая сила, а так как человек – неотъемлемая часть матушки-природы, то и в нем происходят изменения. У некоторых обостряется интуиция. Считается, что в дни Танха приоткрываются таинственные врата времени, обычно глухо закрытые и скрываемые от людей грозными духами, олицетворяющими различные силы природы, а в это самое холодное время духи-иччи могут предсказать будущее, нужно лишь знать «технологии» прочтения знаков, подаваемых ими.

Так, ранее было популярным гадание у проруби. Гадающие, сняв с себя кресты, невзирая на холод, шли к проруби и садились около нее кучкой, накрывшись теплыми вещами. Считалось, что из проруби выходили сюллюкюны-водяные, которые и предвещали будущее.


Был обычай подслушивать разговор лошадей. Причем в этом случае надо было соблюдать особые правила, иначе подслушивающих ждал плохой конец.


Наверное, наиболее простым гаданием являлось просеивание снега. Вечером просеивали через сито снег вокруг коновязи, а рано утром смотрели, какие следы на нем выступили. Если на снегу виднелись следы жеребят или телят, просеивавшему предстояло разбогатеть. Детские следы – родится ребенок. Очень нехорошим знаком считалось изображение гроба или надгробного памятника.
Еще один способ узнать будущее: вечером вдоль тропинки, по которой скотина идет к водопою, в снег втыкают тальниковые веточки, у каждого домочадца должен быть свой прутик. Если утром веточка стоит прямо, значит, у человека будет удачный год. Наклонившийся прутик предвещает болезни и испытания. Упавший – недобрый знак.
Обычая гонять блюдце у якутов в старину не было. «Вызывать и тревожить духов умерших считалось большим грехом, – говорит Валентина Бочонина. – Спиритические сеансы не входили в якутские обряды». И предостерегает: «Да и сейчас лучше этим не заниматься».


Вообще якуты очень боялись нечистой силы. В дни выхода сюллюкюнов из прорубей, над окнами и дверями прибивали деревянные кресты, устанавливали крест на крест лучины на уровне глаз или рисовали глаз лошади. На улице одежду не вешали – боялись, что душа-кут человека уйдет. В эти дни не принято было лишний раз ходить по улице в темное время суток. Детей предупреждали, чтобы не разговаривали слишком громко. А уж если встретится сюллюкюн и позовет к себе в гости, ни в коем случае не принимать приглашения – назад дороги не будет.

Кто такие сюллюкюны?

По народным верованиям, выглядят они почти так же, как люди, только без бровей и малы ростом. Тела их покрыты водяной тиной, а рот как у лягушки. Они, как и люди, живут семьями, разводят скот. В некоторых рассказах говорится, что основное их занятие – рыбалка. Очень хвастливы, любят перекинуться в картишки, охочи до денег и до всякого другого материального богатства. Если сыграть с ними в карты и выиграть, то сюллюкюнские деньги неожиданным образом превратятся в… мох и водоросли. Зато в связи с их любовью к богатству, есть поверье, что найденные в эти дни дома деньги (любая забытая заначка) сулят финансовые блага.


Из проруби они выходят в строгой последовательности: сначала те, кто идет в старые заброшенные дома-етехи и растапливают печи, а уже затем старики и дети. Самым последним выходит сюллюкюн-благодетель на быке, который ходит с места на место.
По верованиям народа саха сюллюкюны водятся с богом судьбы Танха, и поэтому все про всех знают. И надо было просто подслушать то, что они говорят.
Сюллюкюны упоминаются в произведениях многих якутских классиков, например, Платона Ойунского, Алампа.
А вот известный целитель, ученый-философ Василий Оконешников дает следующее интересное разъяснение: «Сюллюкюны — это души умерших, которые живут рядом с нами в огромных количествах в форме шаров, невидимых глазу человека. В определенное время года они на десять дней спускаются под водный массив земли и очищают ее. Вода во всех водоемах становится чистейшей! А дни Танха – это как раз время, когда они, хорошо потрудившись, выходят наверх. В старину подмечали, что в эти дни можно многое «подслушать у духов». Поэтому гадания приходились именно на это время — период, когда вокруг было полно шаров-душ, вышедших на поверхность земли».

Святки

Наряду с подслушиванием Танха в народе до сих пор необычайно популярны святочные гадания в самых разных формах. Почему гадали именно в святки? Многие исследователи это связывают с языческими представлениями о приходе в первый день святок (святки – период с сочельника Рождества до Крещения) на землю с того света душ умерших и о разгуле в это время нечистой силы. Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее (Кстати, это вполне перекликается c теорией Василия Оконешникова о шарах-душах!).
После праздника Крещения гадать категорически запрещалось.
Как утверждают знатоки, надо придерживаться некоторых правил: гадать ни в коем случае нельзя в одиночестве, запрещается женщинам гадать вместе с мужчинами, во время гадания нельзя скрещивать ноги, необходимо снять с себя всё, что опоясывает тело (кольца, браслеты, ремни), надо снять крестики. Святочные гадания – это древнерусский языческий обычай, сохранившийся до наших дней.
Церковь выступает категорически против гадания и ворожбы. Поэтому святочные гадания никоим образом не относятся к церковным традициям.
В общем, гадайте, но будьте осторожны!

http://www.gazetayakutia.ru/

Автор: Тестовый
← Вернуться к разделу